МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА "ФЕНИКС"

Марина Аромштам "Когда отдыхают ангелы"
(для среднего и старшего школьного возраста)

"Все могло сложиться по-другому, если бы у меня был папа. Тогда мама могла бы с ним посоветоваться. Посоветовалась и не отдала бы меня учиться к Татьяне Владимировне. Татьяна Владимировна не сказала бы: "Встать! Руки за голову!" Дедушка не пришел бы в ужас и не стал бы настаивать на моем переводе в другую школу. И я не попала бы в класс к Марсём. Это Марсём рассказала нам об ангелах - о том, что они должны отдыхать. С тех пор прошло много лет. Но когда со мной что-нибудь случается - плохое или хорошее, - я об этом вспоминаю".

…Но прежде, чем Марсём рассказала об ангелах, в жизни Алины произошло множество событий: В.Г.начал приходить в гости, принцы совершили подвиг, класс обрел нового ученика, а шкафчики лишились магнитов…

Роман Марии Аромштам "Когда отдыхают ангелы" получил Национальную детскую литературную премию "Заветная мечта", Приз детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения "Размышление о Маленьком Принце", был отмечен премиями им. А. Толстого и Л. Толстого, вошел в список "Нравится детям Ленинградской области" и список выдающихся книг мира "Белые вороны", составляемый Мюнхенской международной детской библиотекой.

Если вы когда-нибудь работали с детьми (и при этом желательно, чтобы вас мутило от формулировки "педагогические приемы"), если ваши дети учились, учатся или собираются учиться в начальной школе, в конце концов, если вам самим было когда-нибудь от 7 до 11, то вас наверняка зацепит. А если вы еще и Корчака любите или хотя бы уважаете, то книга, скорее всего, "ваша".

Ко мне относится все вышеперечисленное, поэтому прочитала на одном дыхании, смеялась, плакала, узнавала себя, своих детей, своих знакомых, детей своих знакомых, ужасалась, восхищалась, впадала в грусть-тоску попеременно с эйфорией. Главный эмоциональный итог - хочется действовать. Чтобы дать своим ангелам немного отдохнуть. Следующим шагом - изловчиться и сделать так, чтобы старшие прочитали этих "Ангелов". Затем - с особой тщательностью подойти к выбору учителя для очередного в нашей семье почти-первоклассника. После - достать зачитанного до дыр в детстве и юности Корчака и прочитать младшим Короля Матиуша. И пусть старшие тоже послушают, они это любят - слушать, как я читаю младшим. И за всеми этими делами не забыть поцеловать мужа - за то, что он есть у наших детей и у их мамы, и еще за то, что у нее (мамы) за всеми хлопотами и делами остается иногда немножко времени почитать какую-нибудь прекрасную книжку.

О чем книга. История ведется от лица нескольких персонажей. Сначала ее излагает девочка – ученица начальной школы, потом ее слова перемежаются страницами из дневника ее учительницы. Все происходящее – обычные и не совсем обычные события из жизни взрослеющих первоклашек, которые к концу истории уже готовы нести ответственность за свои поступки.

Для кого: для тех, кто уже прошел начальную школу и готов осмыслить то, что с ним случилось тогда и происходит теперь. Для школьников средних и старших классов – далее – без возрастных ограничений – для дедушек и бабушек, которые хотят хоть как-то понять своих, да и чужих детей.

На что это похоже? На Крапивина. На «Гвардию тревоги» и «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой, чуть – на «Все будет в порядке» Воскобойникова (у него как раз пафос «любить всех» более выделен).

Чем мне понравилась книга? Тем, что в ней рассказывается, как сложно, порой невозможно – любить людей. И тем, что Аромштам старается не говорить о любви.